12 березня 2014

Стаття слухача Дипломатичної академії, випускника ЕПФ ДонНУ Андрія Бузарова

Стаття  слухача Дипломатичної академії, випускника ЕПФ ДонНУ Андрія Бузарова


СНГ во внешней политике  
Украины после событий Евромайдана


25 октября 2013 года на заседании Совета глав государств СНГ в расширенном формате  было принято решение о том, что в 2014 году в Содружестве Независимых Государств будет председательствовать Украина. Практически менее чем через месяц, а именно 21 ноября 2013 года, в Украине началось беспрецедентное общественно-политическое явление, получившее название «Евромайдан» и вызвавшее смену политической элиты, изменение государственной системы, а также существенные переориентации во внешней политики украинского государства. Стало очевидным, что одним из основных лозунгов и движущих факторов Евромайдана были европейские стремления большинства населения Украины. Всё больше и больше среди политиков, ученых и обычных граждан Украины развивается мысль о необходимости полного выхода Украины из СНГ.
 Вместе с тем, юридически, Украина уже приняла на себя определенные обязательства в рамках структур СНГ в качестве председательствующего государства. Следует отметить, что в октябре 2013 г. тогдашнее руководство Украины окрестило несколько приоритетов её председательствования в СНГ в 2014 году. К ним относятся:
- развитие торгово-экономического сотрудничества, снятия искусственных барьеров для торговли, имплементация договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ на принципах ВТО;
- подготовка к подписанию соглашений о транзите трубопроводным транспортом, торговле услугами, а также протокола о поэтапной отмене экспортных пошлин;
 - развитие межкультурного диалога и гуманитарного взаимодействие на базе СНГ;
 - реализация совместных проектов в научно-технической и инновационной областях, энергетике, транспорте, машиностроении, сельском хозяйстве и т.д.
Однако все вышеуказанные приоритеты работы Украины в сфере СНГ были определены  бывшим руководством Украины. Нынешнее же руководство Украины, пока что, не сформировало новой четкой стратегии в отношении СНГ. Возникает риторический вопрос, какова перспектива и практическая необходимость участия Украины в СНГ в новых политических реалиях? И если ли она вообще?
Отвечая на данный вопрос, нынешнее руководство Украины должно  учитывать несколько факторов. Прежде всего, не следует рассматривать СНГ и сотрудничество Украины в рамках данной структуры как альтернативу Европейскому союзу или как зависимость от России. Как известно, Украина не ратифицировала устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. Подобную свою позицию украинское государство задекларировало ещё много лет назад. Украина заявляла и продолжает заявлять о своих евроинтеграционных намерениях. С геополитической точки зрения, СНГ и ЕС совершенно разные структуры и предполагают несколько иную форму интеграции внутри себя. Та степень культурной, политической и экономической интеграции, которая присутствует среди стран ЕС вряд ли возможна в рамках СНГ среди его государств-членов. Поскольку слишком разные народы в культурном и религиозном планах соединяет политика и экономика этих постсоветских республик. Возможно, целесообразнее говорить о противопоставлении Евразийского экономического сообщества и ЕС, но не СНГ и ЕС. В этом контексте нельзя не упомянуть тезис нынешнего исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева, который буквально отметил следующее: «Мы не видим никаких противоречий в том, что, пытаясь укрепить связи с Евросоюзом, а это делают все государства СНГ, в том числе и Россия, Украина сохраняет приверженность своему членству и обязательствам в рамках Содружества».
Следующим фактором, который нужно учитывать по данному вопросу является геополитическое расположение Украины. Априори, находясь на важном географическом месте, Украина вынуждена, время от времени менять свои внешнеполитические ориентиры. Подобное положение вещей, является абсолютно нормальным в международной практике. На протяжении всей своей истории, основные приоритеты в геополитической идентификации Украины были либо евразийской либо евроатлантической направленности. Нейтральной Украине оставаться всегда было затруднительно. Однако Украина всегда старалась следовать многовекторности в своей дипломатии. Нынешнее членство Украины в СНГ помогает в определенной степени поддерживать хорошие партнерские отношения со своими соседями, обеспечивать цивилизованный диалог с его участниками.
Кроме всего прочего, Украина не должна делать резких демаршей в рамках СНГ, на подобии того, который сделала Грузия, выйдя из этой международной структуры. Если же Украина примет решение о пересмотре своего членства в СНГ или выходе из него, то любое принятое решение должно быть воплощено дипломатически грамотно и без ущерба интересам украинского народа.  Возможно, для этого целесообразнее было бы провезти ряд предварительных консультаций с государствами-членами СНГ касательного возможной их реакции на выход Украины из этой структуры. Поэтому, в нынешних условиях, в которых оказалась наше государство, является абсолютно неприемлемым  постановка вопроса на подобии «Нужно ли членство в СНГ Украине?». По крайней мере, явного негатива от СНГ Украина не получила и не получает, а вот позитив в виде тех направлений сотрудничества, которые были указаны выше присутствует.
В заключении хотелось бы привезти геополитическую формулу для Украины З. Бжезинского, высказанную им недавно в связи с событиями в Украине. По мнению американского политолога для украинско-российских отношений лучшим является "финский вариант" (Финляндия входит в ЕС, но не входит в НАТО). Это означает, что отношения двух стран (т.е. Украины и России) должны строиться на взаимоуважении, широких экономических связях, неучастии в любых военных альянсах, воспринимаемых Москвой как враждебные. Россия также не должна препятствовать европейской интеграции Украины. "Финская модель является идеальной и для Украины, и для ЕС, и для России", - отметил Бжезинский.
Возможно, данная модель является наиболее оптимальной в нынешних условиях, не только с точки зрения участия Украины в СНГ, а вообще в целом. Поиск оптимального варианта нахождения Украины в современной геополитической реальности, является важнейшим аспектом во внешней политики Украины и дипломатии. Во многом от этого, зависит и будущее процветание украинского народа, так как события Евромайдана четко показали европейские стремления большинства украинцев. Вместе с тем, радикальных призывов или лозунгов о выходе из СНГ или разрыве связей с Россией, Белоруссией или другими странами-членами СНГ не было, а если и были, то опять же, они не являются мнением большинства населения Украины. Таким образом, новое политическое руководство украинского государства должно принимать во внимание вышеуказанные факты.
         
         
Бузаров Андрей Игоревич,
помощник-консультант народного депутата
Верховной Рады Украины,
член Национального союза журналистов Украины,
слушатель Дипломатической академии

при Министерстве иностранных дел Украины. 

Немає коментарів:

Дописати коментар