Комментарий заместителя директора Научного информационного центра международной безопасности и евроатлантического сотрудничества Игоря Тодорова.
Украина отстаивала декларативное присоединение к ТС: эксперт
Украинский политолог, заместитель директора Научного информационного центра международной безопасности и евроатлантического сотрудничества Игорь Тодоров. Иллюстрация: komitet.net.ua
"Украина заинтересована в торговле и сотрудничестве как с Европейским союзом (ЕС), так и с Таможенным союзом (ТС), но ставить себя под условия России украинская власть не захотела. Это тот случай, когда личные бизнес-интересы совпали с национальными интересами", - заявил 19 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский политолог, заместитель директора Научного информационного центра международной безопасности и евроатлантического сотрудничества Игорь Тодоров.
"Стремление вернуть утраченные позиции на мировых рынках стали и химии, цены на которые зависят от цены на природный газ, подталкивают Украину к необходимости пересмотра имеющихся запредельных цен на газ. Но с другой стороны, сегодняшние российско-украинские отношения очень четко показывают границы компромисса. Насколько мне известно, документы, которые должны были быть подписаны в Кремле, отличались тем, что Россия настаивала на том, чтобы соглашения носили обязательный юридический характер, а украинская сторона настаивала на их декларативном характере. Украина отстаивала декларативное присоединение к ТС, что не предусмотрено уставом ТС. Т.е. Украина пыталась задобрить Россию, но это не удалось", - отметил эксперт. "Если бы Украина подписала юридически обязывающие документы, это бы поставило точку на европейской интеграции страны. Подписать соглашение об ассоциации (СА) с ЕС и договор о всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС исключает возможность участия в ТС. Опыт развития Российской Федерации показывает, что российские олигархи могут быть или в тюрьме, или прокремлёвскими. А украинские олигархи являются самодостаточной силой не только экономически, но и политически. Сегодня идет активный процесс олигархизации семьи украинского президента Виктора Януковича. В такой ситуации украинская власть абсолютно не заинтересована становиться под президента России Владимира Путина", - продолжил Тодоров. "Другое дело, что ЕС не совсем принимает подобные украинские правила игры. В ближайшее время будет продолжаться балансировка Украины между ТС и ЕС. Внутренний интерес власти и олигархических кругов, на которые опирается политическая верхушка, не дадут Украине полноценно войти в ТС. Сегодня на кону политическая ориентация Украины. Смысл третьего президентского срока для господина Путина состоит в собирании земель бывшего Советского Союза. Пусть СССР будет воссоздан не в полном масштабе, но в любом случае подобные проекты без Украины не имеют смысла", - считает политолог.
По мнению эксперта, визит президента Януковича был отложен не только из-за телефонного звонка президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу, который согласовал дату проведения саммита "Украина - ЕС". "На отсрочку визита президента Януковича в Москву повлияло также решение Комитета по внешней политике и безопасности ЕС, который поддержал Украину на пути подписания СА. Этот документ уже готов и парафирован, но к подписанию он пока еще не готов, поскольку завершается технический процесс перевода текста соглашения (это приблизительно 1000 стр.) на все 23 языка ЕС. В любом случае уже определен срок подписании СА, оно состоится в конце осени 2013 года, во время проведения саммита "Восточного партнерства". ЕС делает упор на ценностную составляющую во взаимоотношениях с Украиной. Перед Украиной достаточно долго ставят понятные и четкие требования", - подчеркнул Тодоров.
Rambler-Новости
Он также отметил, что на протяжении последних двух лет Россия оказывает серьезное экономическое и политическое давление на украинские власти, чтобы заставить их пойти на интеграцию в ТС. "Жесткое давление России влияет на мировосприятие украинского руководства. Последний месяц в публичной риторике президента Януковича звучит тема ТС. В обращении президента к новоизбранным депутатам было сказано о необходимости постепенного присоединения Украины к отдельным положениям ТС. При этом устав ТС не предусматривает частичного участия или членства. Здесь можно провести аналогию с Единым экономическим пространством (ЕЭП). В 2003 году Украина подписала соглашение с ЕЭП и фактически, позже заблокировала свое участие в этой структуре поправками, которые были внесены при ратификации. В частности, была внесена норма, согласно которой Украина могла участвовать в ЕЭП в тех рамках, которые не противоречат Конституции. Таким образом, стало невозможным присоединение Украины к организациям, которые имеют наднациональные органы, которые регулируют налоговую политику, регулируют таможенные тарифы и прочее. Подобная схема ЕЭП активно продвигается в рамках ТС. В отличие от ЕС, где решения стран-членов принимаются совместным консенсусом, в ТС единый руководящий орган имеет структуру голосов пропорциональную размеру ВВП страны. Естественно, при таких условиях ТС становится российским образованием, а не международным объединением", - подытожил Тодоров.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/1606356.html#ixzz2FoISygOk
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Немає коментарів:
Дописати коментар